Keytoself - консультация психологаЗачем? | Что происходит? | Кто я? | Что делать? | Как? | Кто ты? | О чём? | Куда?
«Так что же такое человек?
Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры.
Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах»

Виктор Франкл

Как?

Выдающиеся психологи
и психотерапевты

Экзистенциальный анализ - Виктор Франкл | Альфрид Лэнгле | Эмми Ван Дорцен

Гештальт-терапия - Фриц Перлз

Психодрама - Якоб Леви Морено


Экзистенциальный анализ

Целью экзистенциально-аналитической психотерапии является помочь людям жить в соответствии с чувством внутреннего согласия. Внутреннее согласие дает человеку возможность проживать свою собственную жизнь, а не автоматическую, соответствующую ожиданиям окружающих.

Экзистенциальная терапия позволяет человеку остановиться в потоке суеты, внимательно посмотреть на самого себя, задуматься и задать себе вопросы: «Насколько хорошо я себя знаю?», «Действительно ли я делаю в своей жизни то, что хочу и считаю важным для себя или же я выполняю чужые требования, чуждые мне?».

Экзистенциальному анализу предшествовал метод логотерапии, разработанный Виктором Франклом.

Логотерапия - это форма терапии, концентрированная на смысле.

Виктор Франкл

Виктор Франкл - не просто выдающийся ученый, хотя это так: по числу почетных ученых степеней, присужденных ему разными университетами мира, ему нет равных среди психологов и психиатров. Он не просто мировая знаменитость, хотя и с этим спорить трудно: 31 его книга переведена на несколько десятков языков, он объехал весь мир, и встречи с ним искали многие выдающиеся люди и сильные мира сего. Не прошло и десятилетия после смерти Виктора Франкла, но мало кто станет оспаривать, что он оказался одним из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни. Виктор Франкл прожил долгую жизнь с 1905 по 1997 год. Почти всю жизнь он прожил в Вене, в самом центре Европы и испытал на себе весь трагизм столетия.

Почти посередине через его жизнь проходит разлом, обозначенный датами 1942-1945. Это годы пребывания Франкла в нацистских концлагерях, нечеловеческого существования с мизерной вероятностью остаться в живых. Почти любой, кому посчастливилось выжить, счел бы наивысшим счастьем вычеркнуть эти годы из жизни и забыть их как страшный сон. Но Франкл еще накануне войны в основном завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. И в концлагере эта теория получила беспрецедентную проверку жизнью и подтверждение - наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить. Мало кого можно вспомнить в истории человечества, кто заплатил столь высокую цену за свои убеждения и чьи воззрения подверглись такой жестокой проверке. Виктор Франкл стоит в одном ряду с Сократом и Джордано Бруно, принявшим смерть за истину. Он тоже имел возможность избежать такой участи. Незадолго до ареста ему удалось, как и некоторым другим высококлассным профессионалам, получить визу на въезд в США, однако после долгих колебаний он решил остаться, чтобы поддержать своих престарелых родителей, у которых шанса уехать с ним не было.

У самого Франкла было ради чего жить: в концлагерь он взял с собой рукопись книги с первым вариантом учения о смысле, и его заботой было сначала попытаться сохранить ее, а затем, когда это не удалось, - восстановить утраченный текст. Кроме того, до самого освобождения он надеялся увидеть в живых свою жену, с которой он был разлучен в лагере, но этой надежде не суждено было сбыться - жена погибла, как и практически все его близкие. Случайность - что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть, направлявшихся не по какой-то конкретной причине, а просто потому, что машину смерти нужно было кем-то питать. Закономерность - что он прошел через все это, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называет способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу.

Выйдя в сорок пятом на свободу и узнав, что вся его семья погибла в горниле мировой войны, он не сломался и не ожесточился. В течение пяти лет он выпустил дюжину книг, в которых изложил свое уникальное философское учение, психологическую теорию личности и психотерапевтическую методологию, основанные на идее стремления человека к смыслу. Стремление к смыслу помогает человеку выжить, и оно же приводит к решению уйти из жизни, оно помогает вынести нечеловеческие условия концлагеря и выдержать тяжелое испытание славой, богатством и почетом. Виктор Франкл прошел и те и другие испытания и остался Человеком с большой буквы, проверив на себе действенность собственной теории и доказав, что в человека стоит верить.

В конце жизни Франкл дважды побывал в Москве, выступал в Московском университете. Он встретил чрезвычайно горячий прием. Его мысли легли на благодатную почву, и сегодня Франкл воспринимается в России скорее как свой, а не как чужестранец.

Дмитрий Леонтьев, д.п.н. (из предисловия к книге Виктора Франкла «Сказать жизни «Да»)

Альфрид Лэнгле

Альфрид Лэнгле - ученик, ближайший сотрудник и преемник В. Франкла. Доктор медицины и философии. Президент Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International). Вице-президент Международной федерации психотерапии (IFP). Профессор университетов Вены и Инсбрука в Австрии, автор многочисленных публикаций. Создатель современной теории экзистенциального анализа. В течение многих лет работал психотерапевтом в психиатрической клинике, ведет частную практику.

«Экзистенциальный анализ ориентирует человека на такую цель, как персонально обоснованная экзистенция. Это означает быть самим собой, ведя диалог с миром: встречать, понимать и давать созидающий ответ тому, что приходит ко мне из этого мира. С этой точки зрения все становится задачей: я для себя самого, мир или мое психическое нарушение. Все бросает мне вызов и требует, чтобы я как-то с этим обошелся.
Когда я могу из того, что дано, не просто черпать для себя что-то ценное, видеть и переживать вещи в их внутренней ценности, я приближаюсь к экзистенции - «настоящей жизни». Такой способ жизни человек должен выбрать сам, решиться на него. Дать свое внутреннее согласие. Ни один человек не может быть счастлив без этого».

Альфрид Лэнгле «Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности»

Эмми Ван Дорцен

Эмми Ван Дорцен - живой классик современного экзистенциального анализа. Профессор и Директор - основатель Новой школы психотерапии и консалтинга в Лондоне. Профессор психотерапии в Международном Университете Шиллера (Schiller International University) и почетный профессор в Университете в Шеффилде. Она автор пяти книг по экзистенциальной терапии и основатель Ассоциации Экзистенциального анализа. Ее книга «Психотерапия и поиск счастья» будет опубликована в России в 2007 году.

«Хорошая психотерапия постоянно напоминает клиенту о парадоксе жизни и вдохновляет человека конструктивно жить в поле напряженности между подлинностью и не-подлинностью.

Быть подлинным означает «быть самим собой». Выдвинуть такое утверждение - просто, не просто - понять его. Кто есть это «Я», которому мы должны соответствовать? Как мы можем быть уверены в собственной честности перед собой в этом? Есть ли вообще такая вещь, как «Я»? И если все-таки «Я» есть, то нужно ли нам настолько полно ему соответствовать?»

Эмми Ван Дорцен «Вызов подлинности по Хайдеггер»


Гештальт-терапия

Гештальт-терапия - экзистенциально-феноменологическое направление психотерапии. Это философия, теория и практика, дающая доступ как к глубинным слоям личностной структуры (с возможностью ее изменения), так и к социальной «поверхности» личности. Слово "gestalt" (нем.) - переводится как «образ» или «фигура». В психологии под гештальтом понимают некую целостную структуру. В гештальт-терапии под гештальтом понимают цикл контакта с окружающей средой: от момента возникновения желания или намерения до его удовлетворения. Вся жизнь человека и общества собирается из таких гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до 50-летней семейной жизни. Это влечет за собой два важных следствия. Первое: пока гештальт не завершится, а говоря русским языком, пока дело не сделано, мы не свободны. Мы хорошо это знаем и замечаем, когда это касается мелких бытовых дел, но не всегда отдаем себе отчет, когда это касается дел внутренних. И мечемся, не можем понять, что же удерживает нас от следующего шага или заставляет возвращаться туда, куда мы не хотим. И второе: дело не сделано и гештальт не завершен, пока нет удовлетворения от произошедшего. Пока не произошло то, ради чего все затевалось.

Фриц Перлз

Фриц Перлз - основатель гештальт-терапии, он оставил яркий след в истории мировой психологической мысли.

Фрейдист, взращенный ведущими психоаналитиками, на склоне лет говоривший о «фрейдистском вздоре». Психолог, который, по собственному признанию, не прочитал ни одного учебника по гештальт-психологии, но создал направление, названное гештальт-терапией. Союзник многих видных деятелей гуманистической психологии, никогда не причисляемый к этому направлению. Таков Перлз, легендарная фигура мировой психологии.

Перз родился в Берлине в 1893 году в мелкобуржуазной еврейской семье. В 1927 году он переехал в Вену и начал психоаналитическое обучение, его аналитиком был Вильгельм Райх (основатель телесной психотерапии). В 1933 году, после прихода Гитлера, Перлз вынужден был уехать в Голландию, а далее в Южную Африку, где он основал Южноафриканский институт психоанализа. Он возвращается в Германию в 1936 году, чтобы прочесть доклад на психоаналитическом конгрессе и встретиться с Зигмундом Фрейдом. Эта встреча принесла Перлзу огромное разочарование. Он вспоминает, что она длилась около четырех минут, и не было никакой возможности поговорить об идеях Фрейда, о чем Перлз мечтал годами.

Несколько лет спустя Перлз открыто порвал с психоаналитическим движением, а в 1946 году эмигрировал с США. Он продолжал развивать гештальт-терапию и в 1952 году основал в Нью-Йорке Институт гештальт-терапии. Позже он переехал в Лос-Анжелес, где вел семинары и преподавал. Его новая философия и метод психотерапии начали завоевывать широкую популярность. Умер он в 1970 году на Ванкувер Айленд, в резиденции первого гештальт-терапевтического общества.


Психодрама

Психодрама - это метод групповой психотерапии, основанный Я. Л. Морено, который объединяет в себе диагностические возможности, сценические представления (театр спонтанности), групподинамические сеансы и аналитическую работу группы. С помощью различных технических приемов, таких как смена ролей, дублирование, «пустой стул», зеркало и т. д., конфликты индивида и общества не только и не столько обсуждаются в групповых дискуссиях, но и разыгрываются на сцене с учетом различных ролевых позиций. На сцену выносится пережитое в прошлом, ожидаемое в будущем, насыщенные конфликтным содержанием фантазии, мечты, сны, идеи. Эти действия способствуют осознанию и преодолению (переживанию) конфликта. Не только главное действующее лицо (протагонист), но и его партнеры по игре («вспомогательные Я»), а также другие члены группы приобретают новый личностный опыт, который способствует развитию спонтанности и креативности.

Якоб Леви Морено

Якоб Леви Морено - основал психодраму и заложил основу групповой психотерапии. Когда Якоб Морено в возрасте 24-х лет наблюдал в городском парке Вены за тем, как играют дети, спонтанно выбирая себе роли, и в игре находят решение своим конфликтам, он еще не знал, к чему приведут его эти наблюдения.

Он просто начал играть вместе с детьми, и вместе с ними пришел в лагерь беженцев - в их семьи и к их родителям. Он столкнулся с ужасающей нищетой, горем и озлобленностью.

Морено попробовал помочь взрослым людям выйти из жизненного кризиса тем способом, который он подсмотрел в детских играх. Он основал театр спонтанности, который позже вырос в метод групповой психотерапии, получивший широчайшее распространение и признание во всем мире.

В настоящее время созданная Морено психодрама широко используется в целях личностного развития, психокоррекции, в педагогике и медицине.

Отдельные техники психодрамы, предложенные Морено, например «пустой стул», широко применяются в других психотерапевтических методах, например, в гештальт-терапии (F. Perls), транзактном анализе (E. Berne). В терапии поведения психодраматические техники используют для десенсибилизации и тренировки новых поведенческих навыков.

© 2008-2018 Keytoself. Галина Тимонова - консультация психолога. Москва. Монреаль. Правовая информация. Рейтинг@Mail.ru